Приказ генерального прокурора 137

Колоколов Никита Александрович Порядок уголовного судопроизводства основан на Конституции РФ и устанавливается УПК РФ ч. Однако объем правил, регламентирующих уголовное судопроизводство, вышеозначенной совокупностью правовых норм не исчерпывается. Порядок уголовного судопроизводства в значительной степени предопределен целым рядом Федеральных законов РФ, некоторые из которых имеют статус Конституционных. Правоприменители в качестве обязательных воспринимают предписания, содержащиеся в актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ. Регламент отдельных направлений уголовно-процессуальной деятельности основан исключительно на судебном прецеденте. Не следует преуменьшать и прецедентный характер Решений Европейского Суда по правам человека. Поскольку алгоритм уголовного процесса прописан в законах, как правило, неполно, а то и противоречиво, министерства и ведомства, для которых применение УПК РФ — основной вид деятельности, по давно сложившейся в России традиции уточняют, а порой и существенно дополняют положения закона в различного рода приказах, инструкциях и методических рекомендациях, многие из которых в сознании российских граждан приобрели нормативное значение, равное по фактической силе Федеральным законам. К таковым относятся приказы Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2007 г. Практически одновременное появление данных документов обусловлено существенным изменением роли прокуроров в уголовном процессе. Надзор за приемом, регистрацией и разрешением сообщений о преступлениях Борьба с укрытием преступлений от учета всегда была приоритетным направлением деятельности прокуратуры. Ежегодные отчеты традиционного были переполнены массой фактов: о незаконных отказах в приеме заявления о преступлении, необоснованных отказах в возбуждении уголовных дел. Выявив такие случаи, прокуроры активно ставили преступления на учет, возбуждали уголовные дела, чем безнадежно «портили» результаты раскрываемости, правоохранительной деятельности в целом. Сведений о том, что анализируемый вид прокурорской деятельности не был основан на приказ генерального прокурора 137 фактах, в юридической литературе нет. Это обстоятельство убедительно приказ генерального прокурора 137 об исключительной эффективности анализируемой формы борьбы с преступностью, ибо очевидно, прежде чем с преступностью бороться, следует, как можно скорее и более точно, определить ее формы и размеры. Законодатель, посчитав недопустимым совмещение в приказ генерального прокурора 137 руках функций приказ генерального прокурора 137 и уголовного преследования лишил прокурора права на возбуждения уголовных дел, а приказ генерального прокурора 137 и права на отмену постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел, вынесенных следователями. В текущий момент времени прокурор уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении п. Он вправе выносить мотивированные постановления о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса приказ генерального прокурора 137 уголовном преследовании по фактам, выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства п. Прокурор может требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия п. Наконец прокурор вправе дать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий п. Более того, он отменяет незаконные или необоснованные постановления дознавателя п. Генеральный прокурор РФ в вышеперечисленных приказах потребовал от подчиненных ему прокуроров обеспечение постоянного и действенного надзор за неукоснительным исполнением органами дознания и предварительного следствия требований УПК РФ, иных федеральных законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении сообщений о преступлениях. По мнению автора приказов, прокурорский надзор должен гарантировать своевременное предупреждение, выявление и устранение нарушений законности в деятельности органов дознания и предварительного следствия, защиту прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступлений; пресекать незаконные действия бездействие и решения должностных лиц названных органов, препятствующие доступу пострадавших от преступлений к уголовному судопроизводству. Для достижения этих целей прокуроры обязаны осуществлять проверки: - в органах внутренних дел, приказ генерального прокурора 137 следственных органах СК при прокуратуре РФ, органах ФСБ, органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, органах Федеральной службы судебных приставов, таможенных органах, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органах государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы систематически не реже раза в месяц ; - в воинских частях, соединениях объединенияхвоенных учреждениях и гарнизонах - в порядке, определяемом Главным военным прокурором; - при наличии сведений о нарушениях закона - безотлагательно. Так как процедура принятия приказ генерального прокурора 137 регистрации заявлений о преступлениях в УПК РФ урегулирована фрагментарно, подробный ее регламент содержится в ведомственных и межведомственных нормативных актах, которые после регистрации в Приказ генерального прокурора 137 юстиции РФ, приобрели силу обязательных на всей территории России, прокурорам в процессе надзора предписывается исходить, в том числе, из содержащихся в них указаний. Особое внимание Генеральный прокурор РФ уделяет проверке: - сообщений СМИ о преступлениях, по которым предварительное следствие обязательно, что УПК РФ прямо не предусмотрено; - сроков регистрации сообщений о преступлениях их проверок, порядка продления сроков; достоверности документов и результатов проверки сообщений; - правильности применения норм материального и процессуального права; - уведомлению заявителей о результатах рассмотрения его сообщения; - разъяснению ему права на обжалование принятого решение и порядок такого обжалования. Метод прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела — сплошной: прокуроры не вправе ограничиваться проверкой одних только итоговых документов, в каждом конкретном случае обязаны изучить все документы, содержащиеся в материале проверки, отказном материале. В качестве приоритетных направлений надзора обозначены законность и обоснованность фактов отказа в возбуждении уголовных дел в отношении «экстремистов», лиц совершивших противоправные действия в отношении детей. Особое внимание прокуроры должны уделять фактам изменения заявителями, иными лицами своих первоначальных заявлений, объяснений. Генеральный прокурор РФ предписывает в каждом таком случае проверять, не применялись ли к заявителю, изменившему свое первичное обращение или объяснение, незаконные методы воздействия. Данная рекомендация носит далеко не случайный характер, поскольку правоохранительные органы, обнаружив «бесперспективность» расследования, зачастую различными путями заставляют заявителей менять объяснения. Потерпевшая вызвала работников милиции, последние по указанным ею приметам попытались установить виновных. Убедившись, что раскрытие преступления по горячим следам невозможно, приказ генерального прокурора 137 Выявив данный факт, прокурор возбудил в отношении дознавателя, грубо нарушившего законодательство о порядке регистрации заявлений о преступлениях, уголовное дело. За совершение вышеуказанных действий В целях устранения волокиты, обеспечения своевременного принятия законного, обоснованного решения проверку следует производить не в режиме постфактум, а начинать ее с материалов, находящихся в производстве, иными словами, в стадии возбуждения уголовного дела прокурорский надзор должен быть текущим, а не отложенным. Как видим, речь идет о совмещении двух видов деятельности: административно-управленческой на основе ФЗ «О прокуратуре РФ» и уголовно-процессуальной. Очевидно, что полученная в результате этого информация носит универсальный характер и может быть использована как для установления достоверных сведений о преступлениях, лицах их совершивших, так и определения характера нарушений, допущенных должностными лицами. В целях выявления фактов укрытия преступлений от регистрации и учета, прокуроры обязаны ежемесячно производить сверки регистрационно-учетных данных органов дознания и предварительного следствия с имеющимися в медицинских учреждениях, страховых компаниях, государственных контролирующих, надзорных и контрольно-ревизионных органах, в том числе, в контрольно-счетных палатах субъектов Российской Федерации, подразделениях территориальных органов Федеральной миграционной службы, комендантских службах гарнизонов иных организациях данными, указывающими на противоправный характер деяний. Систематически анализировать содержание информационных программ СМИ, в том числе и незарегистрированных либо после вынесения решения о прекращении их деятельности, обращений граждан, должностных лиц и организаций, а также материалов иных приказ генерального прокурора 137 проверок. С особым вниманием им следует проверять законность разрешения сообщений о преступлениях, связанных с проявлениями коррупции, организованной преступности, терроризма; незаконным оборотом оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств и психотропных веществ; о преступных посягательствах на бюджетные средства; о преступлениях в сфере экологии, добычи природных ресурсов их вывоза за границу. Прокуроры обязан оперативно реагировать на выявленные нарушения законности, в том числе на факты ненаправления или несвоевременного направления органами дознания и предварительного следствия копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела или о возбуждении уголовного дела, а также на случаи непредставления необходимых для проверки регистрационно-учетных и приказ генерального прокурора 137 документов и материалов. Прокуроры контролируют разрешение материалов, направленных в соответствии с п. По каждой поданной в суд и подлежащей рассмотрению в порядке ст. Они обязаны систематически анализировать состояние законности в органах дознания и предварительного следствия при приеме, регистрации, проверке и разрешении сообщений о преступлениях, причины и условия, приказ генерального прокурора 137 нарушениям закона, практику надзора и эффективность мер прокурорского реагирования, исполнение в установленные сроки законных требований прокурора. Признав решение следователя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор выносит мотивированное постановление о направлении материалов проверки руководителю следственного органа для решения вопроса о его отмене, в котором излагать свое мнение о необходимости возбуждения уголовного дела при достаточности к тому данных либо возобновления проверки. При наличии предусмотренных законом оснований, в том числе в связи с выявлением фактов фальсификации материалов доследственных проверок, прокуроры выносят мотивированное постановление о направлении в органы предварительного следствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений. Особенности прокурорского надзора за законностью и обоснованностью возбуждения уголовных дел приказ генерального прокурора 137 Изменения, внесенные в УПК РФ, меньше всего затронули организацию прокурорского надзора за дознанием. Регламентируя особенности данного вида процессуальной деятельности в стадии возбуждения уголовного дела, Генеральный прокурор РФ указал, что срок проверки сообщения о преступлении по ходатайству дознавателя может быть продлен до 30 суток только при наличии данных, подтверждающих необходимость проведения документальной проверки или ревизии. Прокурор, признав постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное дознавателем, незаконным или необоснованным, отменяет его и со своими указаниями возвращает в орган дознания, устанавливая конкретный срок проведения дополнительной проверки приказ генерального прокурора 137 учетом объема производства необходимых проверочных действий. Прокурор обязан безотлагательно рассматривать поступающие от дознавателей в порядке ч. В тех случаях, когда, исходя из текста копии постановления, невозможно сделать однозначный вывод о законности возбуждения уголовного дела, незамедлительно требовать от органа дознания, дознавателя представления материалов, обосновывающих принятое решение. Признав постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он выносит постановление о его отмене в течение 24 часов с момента получения указанных материалов прокурором или его заместителем, независимо от того, производились ли по делу следственные действия. При решении вопроса о даче согласия дознавателю на возбуждение уголовного дела частного или частно-публичного обвинения в соответствии с ч. Особенности прокурорского надзора за законностью и обоснованностью возбуждения уголовных дел приказ генерального прокурора 137 В силу ч. Чтобы создать необходимые условия для выполнения данной задачи Генеральный прокурор РФ потребовал от следователей: своевременно направлять прокурору копии постановлений о возбуждении уголовного дела. В прокуратурах завели книги учета копий постановлений о возбуждении уголовного дела и материалов об отказе в возбуждении уголовных дел. Поскольку сроки рассмотрения таких материалов законодатель исчисляет в часах, то в книгах указываются не только дата, но и точное приказ генерального прокурора 137 передачи прокурору или его заместителю копий соответствующих постановлений либо материалов. На проверку законности и обоснованности возбуждения уголовного дела прокурору отводится всего 24 часа ч. За это время прокурор обязан проверить наличие поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, обратив особое внимание на соблюдение следователем требований ст. Что следует предпринять прокурору в тех ситуациях, когда на основе только одной копии постановления о возбуждении уголовного дела он не в состоянии сделать вывод о законности и обоснованности возбуждения уголовного дела? Ответа на данный вопрос УПК РФ не содержит. Генеральный прокурор РФ счел возможным дополнить уголовно-процессуальный закон, дав указания носящие, безусловно, приказ генерального прокурора 137 характер. В тех случаях, когда, исходя из текста копии постановления, невозможно сделать однозначный вывод о законности возбуждения уголовного дела, прокуроры получили право незамедлительно требовать от следственного органа представления материалов, подтверждающих обоснованность принятого решения. Признав решение следователя незаконным или необоснованным, в срок не позднее 24 часов с момента получения таких материалов прокурор вправе отменять постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, независимо от того, производились ли по делу следственные действия или нет. Как видим, Генеральный прокурор РФ счел необходимым наполнить формальную процедуру проверки копии документа важным практическим содержанием. Указание Генерального прокурора РФ, во-первых, реальный барьер на пути незаконного возбуждения уголовных дел. Во-вторых, это требование, адресовано не только прокурорам, но и следователям, согласно ему качество постановлений о возбуждении уголовного дела должно быть достаточным для приказ генерального прокурора 137 толкования его на предмет законности и обоснованности. Участникам процесса следует помнить, что процессуальное действие — возбуждение уголовного дела завершается одновременно с окончанием прокурорской проверки, осуществляемой по правилам ч. При отмене постановления о возбуждении уголовного дела в связи с неполнотой проведенной проверки прокурор в своем постановлении указывает приказ генерального прокурора 137 конкретные обстоятельства, которые не были выяснены в ходе проверки, что не позволило следователю принять законное и обоснованное приказ генерального прокурора 137. Объем и пределы процессуальных полномочий руководителей следственных органов Насыщен многочисленными новеллами, имеющими важное значение как для организации уголовного судопроизводства так и для теории уголовного процесса, приказ Заместителя Генерального прокурора — Председателя СК при прокуратуре РФ от 18 декабря 2007 г. Исключительный интерес представляет юридическая база данного приказа. Из его вводной части следует, что объем и пределы процессуальных полномочий руководителей следственных органов следственных подразделений системы СК при прокуратуре РФ при осуществлении ими процессуальных полномочий предопределены ст. Более того, из данного документа следует, что в число элементов это базы входят положениями о приказ генерального прокурора 137 органах их подразделениях, приказы, определяющих должностные обязанности конкретных руководителей п. Это - не что иное, как официальное признание того факта, что нормативная база уголовного процесса, в частности его досудебного этапа, на самом деле гораздо шире указанной в ч. По приказ генерального прокурора 137 положений ст. Эти функции следственный приказ генерального прокурора 137 может осуществлять непосредственно или через входящие в него соответствующие следственные подразделения, к компетенции которых отнесено производство предварительного следствия или осуществление процессуального контроля. Ниже подчеркивается, что приказ генерального прокурора 137 органы СК при прокуратуре РФ составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих приказ генерального прокурора 137 следственных органов следственных подразделений вышестоящим и Председателю СК при прокуратуре Российской Федерации, в силу чего он и подчинённые ему руководители следственных органов следственных подразделений в пределах своей компетенции и предмета ведения, установленных законодательством Российской Федерации об уголовном судопроизводстве и настоящим приказом, вправе как принимать решения, обязательные для нижестоящих должностных лиц следственных органов следственных приказ генерального прокурора 137так и отменять принятые нижестоящими должностными лицами следственных органов следственных подразделений решения и прекращать производимые ими процессуальные действия, а также осуществлять любое процессуальное полномочие нижестоящего должностного лица следственного органа следственного подразделения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об уголовном судопроизводстве п. Приведенная цитата свидетельствует о построении органов предварительного следствия на основе жесткой административной вертикали, наличие которой полностью исключает возможность наличия у следователя какой-либо процессуальной самостоятельности, так как многочисленные руководители в любой момент вправе в мешаться в его действия, отменить принятые им процессуальные решения. Все это позволяет сделать вывод, что предварительное расследование в органах прокуратуры осуществляет Председатель СК и подчиненные ему следователи, в тех пределах, в которых им позволено это делать их руководителями. Все это в очередной раз свидетельствует, что «классический следователь» в современном приказ генерального прокурора 137 процессе России отсутствует, в место него учреждена фигура чиновника по выполнению определенного комплекса процессуальных действий. Следует подчеркнуть важность официального признания того факта, что процессуальная функция руководителя следственного органа имеет двуединый характер, так как, с одной стороны, он приказ генерального прокурора 137 функцию расследования преступлений, с другой — процессуального контроля. Данные функции руководитель следственного органа осуществляет как лично, так и через своих подчиненных. Прокурорский надзор за законностью и обоснованностью задержания Следователь, задержав подозреваемого, в письменной форме в течение 12 часов сообщает об этом прокурору ч. Приказ генерального прокурора 137 прокурор РФ нацеливает прокуроров на пресечение фактов необоснованного и незаконного применения к подозреваемым и обвиняемым мер процессуального принуждения. В случаях несоблюдения следователями вышеуказанного срока прокуроры обязаны решать вопрос об приказ генерального прокурора 137 соответствующих должностных лиц. Проверяя выполнение следователями требований ст. Прокуроры обязаны следить за тем, что в силу ч. Следовательно, прокурор обязан проверить факт выполнения следователем всех положений ст. При задержании приказ генерального прокурора 137 других государств следователь направляет уведомления посольства, консульства этих государств. При задержании военнослужащих, уведомляются командиры частей и соединений, в которых они проходят службу. Традиционно особую озабоченность у Генерального прокурора РФ вызывают весьма распространенные в России случаи задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, на основании протоколов об административных правонарушениях. Обращая на недопустимость таких действий, Генеральный прокурор РФ требует их пресечения. При этом Генеральный прокурор РФ предлагает остро реагировать на случаи использования административного приказ генерального прокурора 137 в целях раскрытия преступления путем оказания давления на подростка для признания им вины. Обнаружение у задержанного телесных повреждений его любые жалобы на незаконность задержания и нарушение прав задержанных согласно приказу Генерального прокурора РФ проверяются незамедлительно. Особую значимость имеет указание автора приказа, согласно которому прокуроры, руководствуясь ч. Для достижения лучших результатов изоляторы временного содержания военным прокурорами - гауптвахтыследственные изоляторы регулярно проверяются в вечернее и ночное время. Надзор за законностью и обоснованность ограничения конституционных прав граждан на тайну переписки Прокуроры обязаны принимать решительные меры реагирования во всех случаях незаконного ограничения права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных иных сообщений, а также проникновения в жилище при отсутствии предусмотренных законом оснований п. Участие прокуроров в судебно-контрольных действиях Обязательно участие прокурора в судебном заседании при рассмотрении судом ходатайств следователя об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, а также о продлении срока содержания под стражей и других ходатайств о даче согласия на производство следственных действий, которые допускаются на основании судебного решения, обязательно. Приказ генерального прокурора 137 предписывается тщательно готовиться к судебному заседанию. С целью своевременной выработки обоснованной позиции по заявленному ходатайству руководители следственных органов одновременно с направлением соответствующего ходатайства приказ генерального прокурора 137 суд должны направлять в прокуратуру копию согласованного с ним ходатайства следователя, а также копии материалов, подтверждающих его обоснованность. Постановление следователя должно соответствовать требованиям о законности, обоснованности и мотивированности. Прокурор, участвующий в судебном заседании, составляет письменное заключение об обоснованности заявленного ходатайства для приобщения его к рассмотренным судом материалам и надзорному производству. Вывод об отсутствии оснований для поддержания ходатайства данный работник обязан согласовать с руководителем прокуратуры. Прокурор, излагая в суде свое мнение при рассмотрении вопросов приказ генерального прокурора 137 избрании меры пресечения и о продлении сроков содержания под стражей, обязан исходить из положений ст. При наличии предусмотренных законом оснований в каждом случае прокурор обязан принимать меры к своевременному обжалованию в кассационном и надзорном порядке решений суда, принятых по ходатайствам следователя об избрании меры пресечения, продлении срока содержания под стражей, а также о производстве иных следственных действий, которые допускаются на основании судебного решения. Прокуроры обязаны добиваться своевременного направления им уведомлений о каждом случае производства без судебного решения осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, обыска и выемки в жилище, личного обыска, наложения ареста на имущество, указанное в ч. Указанные следственные действия производятся без судебного решения лишь в том случае, если промедление может повлечь за собой утрату следов преступления и других доказательств, позволит скрыться лицам, его совершившим, негативно повлияет приказ генерального прокурора 137 возмещение причиненного преступлением ущерба. Надзор за привлечением в качестве обвиняемого Приказ генерального прокурора 137 обязаны обеспечить надзор за соблюдением положений ч. При их получении данных документов им следует проверить их соответствие требованиям ст. При необходимости прокуроры через руководителей следственных органов истребуют уголовные дела для изучения. При выявлении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор направляет руководителю соответствующего следственного органа мотивированное требование об устранении нарушений. В случае несогласия руководителя следственного органа с требованием прокурора об устранении нарушений федерального законодательства при наличии оснований проект требования и подтверждающие его обоснованность материалы представляются вышестоящему прокурору для приказ генерального прокурора 137 вопроса о его направлении вышестоящему руководителю следственного органа. Осуществляя надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, прокуроры обязаны добиваться соблюдения требований ч. Защита прав потерпевших приоритетное направление прокурорского надзора Осуществляя надзор за законностью действий и решений органов следствия и дознания, прокуроры обязаны особое внимание уделять правовому и фактическому положению потерпевших. С целью защиты прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений, принимать меры к обеспечению гражданских исков в уголовном деле. Роль прокуроров в обеспечении права обвиняемых на защиту На всех стадиях досудебного производства прокурорам следует обращать особое внимание обращать на соблюдение права подозреваемого и обвиняемого на защиту. При этом иметь в виду, что заявленный этими лицами отказ от защитника не должен быть вынужденным и может быть принят лишь при наличии реальной возможности участия защитника в деле п. Иждивенцы При получении прокурорами сведений об оставлении без присмотра и помощи несовершеннолетних детей подозреваемых или обвиняемых, других иждивенцев, а также престарелых родителей, нуждающихся в постороннем уходе, они обязаны приказ генерального прокурора 137 выполнение следователями и дознавателями требований ст. Передача уголовных дел Полномочия по передаче уголовного дела от одного органа предварительного расследования другому, предусмотренные п. Надзор за законностью и обоснованностью приостановления, а также прекращения уголовных дел Прокуроры обязаны приказ генерального прокурора 137 поступление в прокуратуру копий постановлений следователей о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, а также постановлений о приостановлении предварительного следствия в соответствии с ч. В течение месяца после получения этих процессуальных документов они должны проверить законность и обоснованность принятых решений с изучением материалов уголовных дел. В случае признания решения о прекращении уголовного дела уголовного преследования незаконным или необоснованным прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа приказ генерального прокурора 137 решения вопроса об отмене постановления следователя. Решение о прекращении уголовного дела в соответствии с требованиями ст. Если постановление о прекращении уголовного дела утверждал руководитель следственного органа, материалы о его отмене подлежат направлению приказ генерального прокурора 137 прокурору для решения вопроса о направлении постановления приказ генерального прокурора 137 вышестоящего следственного органа. В случае признания незаконным или необоснованным постановления о приостановлении предварительного следствия прокурор направляет руководителю следственного органа требование об устранении выявленного нарушения федерального законодательства. Утверждение обвинительного заключения При утверждении обвинительного заключения прокурор изучает соответствие выводов следователя установленным в ходе расследования обстоятельствам дела, правильность квалификации содеянного, соблюдение уголовно-процессуальных норм при производстве следственных действий, соответствие приказ генерального прокурора 137 в деле процессуальных документов требованиям УПК РФ. При выявлении в уголовном деле доказательств, полученных с нарушением норм уголовно-процессуального законодательства, в соответствии с ч. В случае выявления обстоятельств, препятствующих рассмотрению уголовного дела судом, отсутствия достаточных доказательств виновности обвиняемого, неправильной квалификации содеянного прокурор возвращает уголовное дело следователю для дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемого или составления нового обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков своим мотивированным постановлением, содержащим указания об устранении нарушений и недостатков. Направление дела в суд для применения мер медицинского воздействия В соответствии с ч. Рассмотрение прокурором жалоб участников процесса. В соответствии со ст. При необходимости они вправе истребовать уголовные дела и материалы доследственных проверок. При получении заявления о применении незаконных методов расследования в ходе проверки сообщения о преступлении или производства предварительного следствия прокурор незамедлительно проверяет все доводы, приведенные заявителем. Выявив в результате проверки данные, указывающие на признаки преступления в действиях должностных лиц, мотивированным постановлением направлять материалы в соответствующий следственный орган СК при прокуратуре РФ для решения вопроса об уголовном преследовании. Направление адресованных прокурору жалоб на действия бездействие и решения следователей и руководителей следственных органов для разрешения в следственные органы недопустимо. По результатам рассмотрения жалобы прокурор его заместитель выносит постановление о полном либо частичном ее удовлетворении или об отказе в удовлетворении, о чем уведомлять заявителя. Копия постановления об удовлетворении жалобы направляется руководителю следственного органа с требованием об устранении выявленных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия. В том случае, если в жалобе наряду с другими доводами содержатся ходатайства о производстве следственных действий, в постановлении о разрешении жалобы прокурор отражает свое мнение об обоснованности данных ходатайств. При уведомлении заявителя о принятом решении разъяснять ему право обратиться с такими ходатайствами к следователю или руководителю следственного органа в порядке, предусмотренном ст. Обязательно участие прокурора в рассмотрении судом в порядке, предусмотренном ст. В целях объективного рассмотрения жалоб прокурор истребует у руководителей следственных органов необходимых материалов для выработки правовой позиции. При участии в судебном заседании он давет заключения по поводу обжалуемых действий бездействия или решений следователя руководителя следственного органа с приказ генерального прокурора 137 всех имеющихся в прокуратуре материалов. В случае удовлетворения судом жалобы прокурор рассматривает вопрос об ответственности должностных лиц, допустивших нарушения. Особенности прокурорского надзор за процессуальной деятельностью органов дознания Из п. Прокурорам вменяется в обязанность давать дознавателям письменные указания о направлении расследования, о получении и надлежащей фиксации доказательств, о производстве необходимых процессуальных действий, в том числе неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления п. Особый интерес представляет рекомендация Генерального прокурора РФ об активном использования прокурорами п. Подобный правоприменительный подход можно истолковать, как искусственное увеличение количества дел, по которым за прокурорами сохранено право на процессуальное руководство. Особенностью надзора за дознавателями является внесение прокурорам в обязанность проверять исполнение дознавателями требований ст. Прокуроры дают дознавателям согласие на возбуждение перед судом ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в соответствии со ст. Вопросы о необходимости применения меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетних, лиц пожилого возраста и других граждан, к которым может быть применена иная мера пресечения, исходя из обстоятельств дела приказ генерального прокурора 137 данных о личности должны быть рассмотрены с особой приказ генерального прокурора 137. При этом следует помнить, что мера пресечения в виде заключения под стражу для лиц, совершивших преступления небольшой тяжести, может быть применена лишь в исключительных случаях при наличии обстоятельств, указанных в ч. Прокурор, принимать решение о даче согласия дознавателю на возбуждение ходатайства перед судом о продлении срока содержания под стражей только при условии особой сложности уголовного дела и наличии приказ генерального прокурора 137 для сохранения этой меры пресечения. Следует учитывать, что продление срока содержания лица под стражей по уголовному делу до 6 месяцев в соответствии с ч. От дознавателей следует требовать представление ходатайств о продлении срока содержания лица под стражей прокурорам субъектов Российской Федерации или приказ генерального прокурора 137 к ним прокурорам не менее чем за 15 дней до истечения срока содержания под стражей. Ценным дополнением к регламенту УПК РФ является рекомендация Генерального прокурора РФ: оформлять отказ прокурора в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания приказ генерального прокурора 137 стражей мотивированным постановлением, которое приобщается к уголовному делу п. Осуществляя процессуальное руководство дознанием, прокурор, рассматривая в соответствии со ст. Далее следует ценное указание Генерального прокурора РФ о том, что при несогласии с ходатайством прокурор выносит мотивированное постановление, которое подлежит приобщению к материалам уголовного дела п. Прокурор обеспечивает надлежащий прокурорский надзор за всесторонностью, полнотой и объективностью производства дознания по уголовным делам, отстраняет дознавателя от дальнейшего расследования, если им допущены такие нарушения требований Приказ генерального прокурора 137 РФ, которые могут повлиять на исход дела. При наличии достаточных к тому оснований в приказ генерального прокурора 137 с п. В месячный срок с момента вынесения дознавателем постановления о приостановлении производства дознания прокурор проверяет его законность и обоснованность. Особое внимание следует обращать на факты повторного приостановления производства дознания по уголовным делам без производства необходимых следственных действий и принятия мер к раскрытию преступления. Отменяя незаконные постановления, прокуроры одновременно решают вопрос приказ генерального прокурора 137 привлечении к ответственности виновных должностных лиц органа дознания. В случае установления оснований, предусмотренных ст. При этом необходимо учитывать, что сроки дознания до приказ генерального прокурора 137 месяцев продлеваются прокурорами городов, районов и приравненными к ним прокурорами или их заместителями, а свыше 6 месяцев - прокурорами субъектов Российской Федерации и приравненными к ним прокурорами их заместителями только в исключительных случаях, предусмотренных ч. Прокуроры обязаны ежемесячно проверять в органах дознания законность и обоснованность прекращения уголовных дел, уголовного преследования. Признав постановление дознавателя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, прокурор в соответствии со ст. Прокуроры дают согласие на прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. Прокурор обязан лично проверить, не является ли заявление потерпевшего о прекращении дела или уголовного преследования результатом незаконного воздействия на него со стороны участников уголовного судопроизводства или иных лиц п. В остальных случаях согласия либо утверждения прокурором постановления дознавателя о прекращении уголовного приказ генерального прокурора 137 не требуется п. Получив информации о поступлении в суд жалобы в порядке ст. Генеральный прокурор РФ расценивает участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами одним из важнейших направлений в деятельности органов прокуратуры. По его мнению, активная позиция и профессионализм государственного обвинителя являются решающим фактором в обеспечении неотвратимости наказания за совершенное преступление п. Прокуроры обязаны участвовать в судебном разбирательстве при рассмотрении всех уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения, а также при разбирательстве уголовных дела частного обвинения, если уголовное дело было возбуждено следователем либо с согласия прокурора дознавателем п. Если государственные обвинители принимали участие в суде первой инстанции, то должно быть обеспечено их участие и суде апелляционной инстанции п. Особое значение имеет указание Генерального прокурора РФ о приказ генерального прокурора 137, что руководители прокуратур обязаны лично регулярно поддерживать государственное обвинение, причем не реже раза в квартал по уголовным делам, вызывающим широкий общественный резонанс п. Государственных обвинителей следует назначать заблаговременно, чтобы обеспечить тщательное изучение ими материалов уголовного дела. Подразделения, осуществляющие надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания, после направления уголовного дела в суд обеспечивают передачу государственным обвинителям двух копий обвинительного заключения или обвинительного акта п. При этом приказ генерального прокурора 137 учитывать характер, объем и сложность дела, квалификацию и опыт работы прокурора, которому приказ генерального прокурора 137 поддержание обвинения п. Поддержание государственного обвинения по делам, рассматриваемым с участием присяжных заседателей, поручать наиболее опытным прокурорам, обладающим соответствующими профессиональными навыками п. По наиболее сложным делам при необходимости создавать группы приказ генерального прокурора 137 обвинителей, распределяя их обязанности применительно к особенностям дела п. При необходимости, обусловленной особенностями дела, создавать достаточные в количественном отношении группы государственных обвинителей с утверждением их состава распоряжениями заместителей Генерального прокурора РФ или тех прокуроров субъектов Российской Федерации и соответствующих военных прокуроров, которым поручено организовать поддержание государственного обвинения п. Формализуя процедуру поручения о поддержании государственного обвинения, Генеральный прокурор РФ приказывает давать такие поручения только в письменной форме, обеспечивая при этом своевременную передачу государственному обвинителю приказ генерального прокурора 137 производства по уголовному делу п. Поскольку бремя опровержения доводов защиты лежит на прокуроре, а в приказ генерального прокурора 137 предварительного слушания могут быть заявлены и разрешены ходатайства об исключении доказательств, о возвращении уголовного дела прокурору, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, следует обеспечить обязательное участие прокурора на этом этапе уголовного судопроизводства п. Государственные обвинители обязаны тщательно готовиться к участию в судебном разбирательстве. До начала судебного заседания они должны детально изучать материалы уголовного дела, объективно оценивая в совокупности все собранные доказательства - как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого. Государственный обвинитель обязан своевременно выработать тактику представления суду доказательств и опровержения доводов стороны защиты. В необходимых случаях он ходатайствует перед судом о предоставлении времени для подготовки приказ генерального прокурора 137 судебному разбирательству или обоснования своей позиции п. Государственным обвинителям вменяется в обязанность всемерно способствовать установлению фактических обстоятельств дела с целью вынесения судом приказ генерального прокурора 137, обоснованного и справедливого решения п. Выявив обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений, прокурор предлагает суду вынести частное определение п. Прежде чем согласиться на особый порядок принятия судебного решения, прокурор обязан лично убеждаться в наличии обстоятельств, предусмотренных ст. Отказ от обвинения допустим только на основании объективной оценки имеющейся информации в ее совокупности. Государственный обвинитель незамедлительно докладывает об этом прокурору, поручившему поддержание ему обвинения, после чего последний принимает исчерпывающие меры к обеспечению законности и обоснованности государственного обвинения. Если данный прокурор согласен с позицией государственного обвинителя, то он уведомлять об этом прокурора, утвердившего обвинительное заключение. В случае принципиального несогласия с позицией государственного обвинителя в соответствии со ст. По уголовным делам, обвинительные заключения по которым утверждены Генеральным прокурором РФ либо его заместителями, государственное обвинение поддерживается прокурорами Главное управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Генеральной прокуратуры РФ п. Государственным обвинителям по окончании рассмотрения уголовного дела судом, а приказ генерального прокурора 137 и в случаях принятия судом решения о прекращении уголовного преследования обвиняемого либо направлении уголовного дела прокурору в порядке ст. Прокурорам активно участвовать в исследовании доказательств не только в суде первой инстанции, но и в суде второй инстанции, который вправе непосредственно исследовать доказательства и представленные сторонами дополнительные материалы. При этом тесно взаимодействовать с должностными лицами, производившими предварительное расследование и дознание, использовать в строгом соответствии с требованиями процессуального закона имеющуюся у них информацию п. Приказ генерального прокурора 137 обвинителям своевременно приносить апелляционные и кассационные представления на все незаконные, необоснованные и приказ генерального прокурора 137 судебные решения по приказ генерального прокурора 137 делам. Пропуск по неуважительной причине установленного законом срока для принесения представления расценивается как дисциплинарный проступок п. Уделять особое внимание качеству и полноте апелляционных и кассационных представлений. Представления должны соответствовать требованиям закона, быть конкретными, ясными и мотивированными, а изложенные в них доводы - подтверждены материалами дела п. В случае обжалования судебного решения другими участниками приказ генерального прокурора 137 судопроизводства и отсутствия оснований для принесения представления выражать в обязательном порядке свое отношение к существу жалобы посредством подачи возражений ст. В случаях, если по каким-либо причинам государственным обвинителем не принесено апелляционное или кассационное представление на неправосудный приговор, определение или постановление суда, вышестоящему прокурору, используя предоставленное законом право, своевременно приносить апелляционное или кассационное представление приказ генерального прокурора 137 не вступившее в законную силу судебное решение п. В суде кассационной инстанции участвовать прокурорам структурных подразделений, обеспечивающих участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. В отдельных случаях участвовать в рассмотрении дела судом кассационной инстанции может быть поручено прокурору, участвовавшему в судебном разбирательстве в качестве государственного обвинителя. В связи с тем, что судебное разбирательство в суде кассационной инстанции основано приказ генерального прокурора 137 принципе состязательности, в обязательном порядке принимать участие в разрешении дела судом кассационной инстанции и в тех случаях, когда кассационное представление не принесено. Обеспечить соблюдение законности при пересмотре приговоров, определений и постановлений судов, вступивших в законную силу. Своевременно приносить надзорные представления в целях отмены судебных решений по уголовным делам в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, если в предшествующем разбирательстве допущены существенные фундаментальные нарушения закона, повлиявшие на исход дела п. Установить, что органами прокуратуры Российской Федерации в приказ генерального прокурора 137 с их компетенцией принимаются к рассмотрению жалобы, заявления и другие обращения на вступившие в законную приказ генерального прокурора 137 приговоры, определения и постановления судов, в том числе на судебные решения, принимаемые в ходе досудебного производства по уголовному делу п. В связи с тем, что поступившие в органы прокуратуры жалобы, заявления и другие обращения могут содержать информацию о нарушении прав не только обратившегося лица, но и прав других лиц, рассматривать заявления и другие обращения как лиц, имеющих процессуальное право обжалования решения суда в соответствии со ст. При необходимости предлагать заявителям представлять копии обжалуемых судебных решений, а также копии иных процессуальных документов, подтверждающих доводы, изложенные в жалобе, заявлении либо обращении. Если отсутствие указанных документов препятствует приказ генерального прокурора 137 жалобы, заявления или иного обращения по существу, возвращать их заявителю с указанием причин, по которым доводы обращения не могут быть приказ генерального прокурора 137. В случае отсутствия в жалобе заявлении либо обращении сведений, достаточных для ее разрешения, возвращать приказ генерального прокурора 137 заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а также с разъяснением, куда им для этого следует обратиться п. При проверке доводов жалобы, заявления либо обращения помимо судебных решений использовать имеющиеся в распоряжении приказ генерального прокурора 137 копии иных процессуальных документов, при необходимости знакомиться с материалами дела в суде п. По результатам проверки доводов жалобы, заявления либо обращения прокурорам в пределах их компетенции приносить надзорное представление в соответствующий суд либо направлять представление вышестоящему прокурору о принесении надзорного представления в вышестоящий суд, а в случае отказа в принесении надзорного представления и оставления жалобы, заявления либо обращения без удовлетворения - выносить мотивированное заключение. О принятом решении уведомлять заявителя п. Надзорные представления в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа на приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение и постановление районного суда, кассационное определение верховного суда приказ генерального прокурора 137, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа приносить соответствующему прокурору субъекта Российской Федерации или его заместителю. Надзорные представления в президиум окружного флотского военного суда на приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда, кассационное определение окружного флотского военного суда приносить соответствующему военному прокурору округа флота и приравненному к нему военному прокурору или его заместителю п. В связи с тем, что внесение повторных жалоб в суд надзорной инстанции, ранее оставивший их без удовлетворения, не допускается, после принятия решения прокурором, правомочным приносить надзорное представление, прекращать дальнейшее производство по жалобе, если отсутствуют основания для направления представления вышестоящему прокурору о принесении надзорного представления в вышестоящий суд п. Установить, что представление об отмене постановления судьи об отказе в удовлетворении надзорного представления приносится прокурором субъекта Российской Федерации или его заместителем председателю верховного суда республики, краевого, областного и приравненного к ним суда, а военным прокурором округа флота и приравненным к нему военным прокурором или его заместителем - председателю окружного флотского военного суда п. В случае принятия председателем соответствующего суда решения об отказе в удовлетворении представления ходатайствовать перед Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем о внесении представления в Верховный Суд Российской Федерации п. Приказ генерального прокурора 137 составлять в соответствии с требованиями ст. К представлению прилагать копии судебных решений, а в необходимых случаях иных процессуальных документов, подтверждающих доводы, изложенные в представлении. Иметь в виду, что Генеральный прокурор Российской Приказ генерального прокурора 137 или его заместитель приносят надзорное приказ генерального прокурора 137 в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации о пересмотре постановления президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, а также в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации о пересмотре постановления президиума окружного флотского военного суда, приговора, определения и постановления указанных судов, если эти судебные решения не были предметом рассмотрения приказ генерального прокурора 137 кассационном порядке Верховным Судом Российской Федерации; в Президиум Верховного Суда Российской Федерации о пересмотре определения Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, приговора и определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации или Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, постановления судьи Верховного Суда Российской Федерации о назначении судебного заседания; Председателю Верховного Суда Российской Федерации либо его заместителям о пересмотре постановления судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в удовлетворении надзорного представления. Принять во внимание, что в соответствии со ст. Прокурорам до рассмотрения дела судом надзорной инстанции готовиться к судебному заседанию, знакомиться с материалами уголовного дела в суде, истребовавшем дело, по результатам ознакомления составлять заключение, всесторонне изучать законодательство, необходимое для правового обоснования своей позиции п. В заседании президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа принимать участие прокурору субъекта Российской Федерации или его заместителю, а в заседании президиума окружного флотского военного суда - военному прокурору округа флотаприравненному к нему военному прокурору или его заместителю 13. В заседании Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации принимать участие прокурорам Главного управления по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а в заседании Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации - прокурорам управления обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры или по поручению заместителей Генерального прокурора Российской Федерации - иным прокурорам 13. Исходить из того, что в заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации принимает участие Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель 13. В связи с тем, что ст. В суде первой инстанции принимать участие должностным лицам, осуществляющим надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия п. При рассмотрении кассационных жалоб и представлений на решения суда, вынесенные в ходе досудебного производства, в судебных заседаниях принимать участие прокурорам подразделений, обеспечивающих участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами п. Руководителям прокуратур обеспечить участие прокуроров в приказ генерального прокурора 137 заседании при приказ генерального прокурора 137 судом вопросов, связанных с передачей лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является ст. Для повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, прокурорам по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях приказ генерального прокурора 137 всех случаях участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении судами вопросов об условно-досрочном освобождении осужденных от отбывания наказания и замене неотбытой части наказания более мягким, своевременно обжаловать в кассационном порядке необоснованные решения суда п. Использовать средства массовой информации для пропаганды деятельности прокуроров, участвующих в судебных стадиях уголовного судопроизводства. Обеспечить достоверность материалов, подлежащих опубликованию, их юридическую обоснованность. Научно-практические выводы Реформа российского приказ генерального прокурора 137 судопроизводства, начатая в конце 90-х годов прошлого века, продолжается. Подошла очередь для пересмотра места и роль прокуратура в уголовном процессе. Реформирование прокуратуры осложнено следующим обстоятельствами. Во-первых, отсутствием достаточного количества подготовленных специалистов, которых можно было бы наделить процессуальной самостоятельностью классических следователей. Данное обстоятельство предопределило учреждение жесткой процессуальной подчиненности приказ генерального прокурора 137 чиновников вышестоящим в следственных органах. Во-вторых, сразу отказаться от процессуального руководства дознанием со стороны прокуроров не удалось, так как дознаватели в массе своей не только не профессиональны, но и официально не были объединены в какие-либо подразделения. Поэтому изъятие у прокуроров функции процессуального руководства дознанием решили осуществлять в два этапа. Первый — создание «крепких» подразделений дознания, подготовка их начальников, которые в будущем смогут взять на себя функцию процессуального управления, уточнение перечня дел, подведомственных дознавателям. Второй — по уже апробированной схеме выведение дознавателей приказ генерального прокурора 137 сферы процессуального руководства со стороны прокуроров. Данное обстоятельство породило две вида приказ генерального прокурора 137 деятельности в стадии предварительного расследования. Разобраться в приказ генерального прокурора 137 законодателем схемах прокурорского надзора не сложно, труднее другое: изменить правосознание специалистов, разработать новые приказ генерального прокурора 137 прокурорского надзора. Генеральный прокурор РФ в каждом из своих Приказов призывает подчиненных приказ генерального прокурора 137 прокуроров обобщать новый опыт, принимать все меры к выработке новых методик прокурорского надзора. Данное обстоятельство, а также юридико-техническое несовершенство УПК РФ предопределили необходимость срочного восполнение пробелов приказ генерального прокурора 137 законе. Тот факт, что это было сделано на подзаконном уровне, на существо дела не влияет. Задайте вопрос нашим специалистам.


СТОЛ ЗАКАЗОВ: