Протоколы обследования речи детей

Диагностика периферических нарушений речи у детей Вводные замечания. При психологическом, дефектологическом обследовании детей нередко можно определить явные или скрытые нарушения речи. В связи с этим возникает необходимость диагностики, которая протоколы обследования речи детей бы возможность проведения эффективных профилактических мероприятий или своевременной коррекционной работы специалиста — логопеда или психолога. Диагностируя речевые нарушения, следует иметь в виду, что они могут быть обусловлены как органическими поражениями, так и функциональными расстройствами центральной нервной системы, речедвигательного и речеслухового ее отделов. Выработка навыков обследования детей для выявления наиболее распространенных нарушений речи. Дислалия — нарушение звукопроизношения, возникающее либо из-за анатомических дефектов артикуляторного аппарата, либо из-за функциональных нарушений в речедвигательной и в речеслуховой системах, либо в результате неблагополучных социально-психологических условий. Открытая ринолалия — нарушение звукопроизношения и гнусавость речи при врожденных расщелинах верхней губы, твердого и мягкого неба. Звукопроизношение характеризуется большим своеобразием. Неполноценность нёбно-глоточного затвора приводит к гипертрофии корня и задних отделов языка и к образованию согласных звуков в гортанно-глоточной области со специфическим щелчковым звучанием и носовым зашумлением. Диагностика указанных речевых нарушений должна включать сбор кратких анамнестических данных, исследование особенностей психического развития, психического состояния, поведения, обследование анатомического строения артикуляторного аппарата, изучение речевой моторики, звукопроизношения и слуховой дифференциации дефектно произносимых звуков. Деревянные шпатели, настольная лампа с поворотным рефлектором, настольный экран ширмаигрушки, издающие звуки предметы, рисунки предметов. Для регистрации данных осмотра и наблюдения необходимо заранее подготовить протокол обследования. Обследование надлежит проводить в отдельном помещении, размеры которого рассчитаны на протоколы обследования речи детей занятия. Процедура обследования включает пять этапов. На I этапе необходимо познакомиться с обследуемым, расположить его к себе и получить прежде всего краткие анамнестические сведения возраст, семья, болезни. Путем наблюдения и протоколы обследования речи детей психодиагностической работы протоколы обследования речи детей примерный уровень психического и физического развития и состояния, характер взаимоотношений с родителями, товарищами, воспитателями, учителями, отношение к своему дефекту речи, стремление интересы, особенности эмоционально-волевой сферы, общего и речевого поведения. Если необходимо, то проводятся беседа с родителями и дополнительное психологическое исследование например, памяти, интеллекта. Все полученные данные заносятся в протокол обследования. На II этапе диагностируются анатомические особенности артикуляторного аппарата. При исследовании используется деревянный шпатель; исследуемые отделы артикуляторного аппарата должны быть хорошо освещены. Особенности строения артикуляторов следует описывать, пользуясь следующей схемой: Губы: в пределах нормы, боковая расщелина — односторонняя, двусторонняя. Зубы: в пределах нормы, вне челюстной дуги, сверхкомплектные, деформированные, редкие. Прикусы: прогнатия — выдвинутая вперед верхняя челюсть, проге-ния — выдающаяся наружу нижняя челюсть, открытый передний прикус — искривленные челюсти в передней части на почве рахита или вследствие неправильно выросших передних зубов, открытый боковой прикус. Твердое нёбо: нормальное, готическое, уплощенное, расщелина частичная, полная, скрытая. Мягкое нёбо: нормальное, короткое, расщелина. Язык: узкий, подъязычная связка нормальная, короткая. Нижняя челюсть: в пределах нормы; деформирована. В заключении по II этапу обследования должны быть отражены особенности строения артикуляторного аппарата: нормальное, негрубые отклонения указать какиегрубые отклонения указать какие. Выявление особенностей речевой моторики производится в процессе выполнения обследуемым по указанию исследователя определенных действий. Для выявления подвижности губ: вытянуть губы вперед протоколы обследования речи детей отвести их уголки в стороны; поднять верхнюю губу, опустить нижнюю, облизнуть их; усиленно выдыхая, вызвать вибрацию губ; надуть щеки — втянуть их. Для выявления подвижности нижней челюсти: опустить челюсть, выдвинуть вперед; установить, нет ли контрактуры. При этом определяется наличие или отсутствие активного замыкания мягкого нёба с задней протоколы обследования речи детей глотки, пассивное замыкание определяется шпателем или пальцем путем дотягивания мягкого нёба до задней стенки глотки; одновременно отмечается наличие или отсутствие рефлексов задней стенки глотки. При выполнении указанных действий исследователь должен отметить наличие или отсутствие у обследуемого сопутствующих движений лица, мимических мышц. В процессе обследования следует установить состояние общей протоколы обследования речи детей координация движений, чувство равновесия, навыки самообслуживания, леворукость и т. Итогом III этапа обследований должно быть заключение, для написания которого следует использовать следующую схему: Движения артикуляторного аппарата: активные, пассивные. Объем движений: полный, неполный. Тонус мускулатуры: нормальный, вялый, чрезмерно напряженный. Точность движений: точные, последовательные, неточные, отсутствует последовательность движений. Наличие сопутствующих движений указать какие. Темп движений: нормальный, замедленный, быстрый. Длительность удерживания артикуляторов в определенной позиции: больше или меньше 3 с. На IV этапе диагностируются нарушения звукопроизношения. Для этого используется набор рисунков. Предметы на рисунках подобраны так, чтобы исследуемые звуки находились в трех позициях протоколы обследования речи детей в начале, середине и в протоколы обследования речи детей слова. Звонкие согласные в конечной протоколы обследования речи детей не предлагаются, так как при произношении они оглушаются. Необходимо определить, каков характер нарушения: полное отсутствие звука, замена его другим, искаженное произнесение носовое, смягченное, губное, межзубное, боковое, велярное, увулярное. Выявив, какие именно звуки ребенок произносит неправильно, и установив характер нарушения, можно перейти к V этапу обследования — диагностирование состояния слухового дифференцирования звуков. Его необходимо проводить в том случае, если обнаружились взаимозамены свистящих и шипящих звуков либо их смешение внутри каждой из этих протоколы обследования речи детей согласных, а также неразличение звонких и глухих звуков, т. Закрыв лицо экраном, протоколы обследования речи детей голосом средней силы многократно в разной последовательности произносит слоги, слова, предложения с оппозиционными звуками, а ребенок, стоящий на расстоянии 1,5—2 м от него, либо повторяет сказанное, либо показывает соответствующую картинку. Для установления состояния слухового дифференцирования звуков необходимо решить следующие задачи: Проверить состояние слуха. Для этого ребенок должен выполнить задание, данное тихим голосом или шепотом. Выявить дифференциацию неречевых звуков. Выявить состояние слуховой памяти и понимания речи. Для этого ребенок должен выполнить различные поручения в заданной последовательности. Проверить слуховое различение слогов, слов с оппозиционными звуками. Проверить состояние фонематического анализа и синтеза у детей старше четырех лет. В заключении по V этапу необходимо отметить уровень сформированности слуховой дифференциации и фонематического восприятия достаточно или недостаточно сформирован. Материалы обследования обобщаются для постановки окончательного диагноза. Для выявления причинной обусловленности отклонений в речи ребенка характер нарушения звуков сопоставляется с данными особенностей строения и моторики артикуляторного аппарата, а также соотносится с состоянием слуха и фонематического восприятия.


СТОЛ ЗАКАЗОВ: